Тольятти Онлайн
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

SESH, 56 - 9 декабря 2009 14:22

Отредактировано:09.12.09 14:23
[B][FONT=Geneva][COLOR=brown][SIZE=+1]Эти удивительные казачки.
[/SIZE][/COLOR][/FONT][/B][B][FONT=Geneva][COLOR=brown][SIZE=-1]
Читайте тексты в комментариях.
[/SIZE][/COLOR][/FONT][/B][/SIZE]
Добавить комментарий Комментарии: 3
SESH
SESH , 56 лет9 декабря 2009 14:38
[B][FONT=Geneva][COLOR=blue][SIZE=-1]Эти удивительные казачки (часть 1)


Ну куда казаку без верной казачки?

Мужчина воюет а верная жена ждет его дома, смотрит за хозяйством и растит детей. Мужчины постоянно были в походах или на кордонах, а дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным или инвалидом. Тогда работу по хозяйству организовывали бабки, матери и жены казаков. Распределяли домашних, нанимали работников и руководила ими.

При нападении врагов казачка снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Восемьсот казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI-XVIII веках встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали "вспомогательной силой", заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывать раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей.

И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли - неизвестно. А казачки ждали.

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII веке выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 году попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 рублей. Остальным старшинам также было назначено жалованье по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К войску приписали тысячу отставных солдат и 2500 крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне - земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии - ответвления Самарско-Оренбургской.

По призыву царя Войско выставляло на войну один полк. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни. Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. В 1770-1771 годах на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав пять станиц, по сто семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 года девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица еще и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход, разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! И отметим, это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с места на место тяжелые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась два дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В честь этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался "бабий праздник".

Кстати сказать, жизнь казачек в XVII-XV1II веках (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин Тихого Дона", от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова.

(Продолжение следует)
[/SIZE][/COLOR][/FONT][/B]
Показать ответы (1)
SESH
SESH , 56 лет9 декабря 2009 14:25
[B][FONT=Geneva][COLOR=red][SIZE=-1]Эти удивительные казачки (часть 2)


Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья их этому на всякий случай? К сожалению, пока что источники об этом умалчивают.

Отношение казака к женщине внешне и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но нередко оно считалось рыцарским.

Так, атаман Платов в 1816 году в приказе по Войску Донскому писал о казачках:
"Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и ЛЮБОВЬ, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских".

По обычаям казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, её интересы представляли отец, муж, брат.
Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет, то снять шапку.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно пококетничать. Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких "секретов" для них эта сфера не представляла. Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями.

В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то большего. Одно дело знать. А другое - понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от ее семейного положения.

Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних, вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система "опознания" по женским кольцам. Серебряное на левой руке - девушка на выданье, на правой - уже просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит. Золотое на правой руке - замужняя. На левой - разведенная или вдова.

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго "соблюдала себя", это ценилось. Но и в тех случаях, если она, особенно бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. И когда в станице жили одна-две "веселых вдовушки", на такое смотрели сквозь пальцы (примеры можно также найти у Толстого). А Пушкин записал разговор казаков, возвращавшихся с кавказской службы. Стало известно, что у одного из них женушка погуливала, и обсуждалось, как лучше поступить, проучить ее или простить? И казаки пришли к выводу, что лучше простить. И часто прощали, даже прижитых "нахалят" своими признавали, тут уж речь шла о сохранении чести семьи, благополучии хозяйства. Но у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот, и тогда брак, заключенный в "другой вере" считался недействительным.
[/SIZE][/COLOR][/FONT][/B]
Источник: из сети.
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.